Музыкальные итоги десятилетия: главные жанры и имена

Десятые года XXI века подошли к концу. Как говорится: Изя – всё.

Если говорить в общем, то тенденция, которая наблюдалась в музыке – это переход от умеренно тяжелого звучания нулевых к более легкому, драйвовому, танцевальному, а иногда даже мрачному звучанию десятых. В последние годы уходящего десятилетия стало популярным утверждение «рэп – это новый рок», с которой я всё же соглашусь (скажи мне три года назад, что у меня на звонке будет «Куртец» Кровостока — я бы очень удивился).

Если глянуть концерты тех же Post Malone, Anacondaz, ЛСП, или Loqiemean’a, то вы всё поймёте. В последние годы границы между жанрами стираются всё сильнее и сильнее. У некоторых это получается даже очень круто (это все вышеупомянутые исполнители, плюс какие-нибудь Falling In Reverse или Muse – коллективы, которые не знают никаких рамок в творчестве), звук некоторых стал скучнее (Fall Out Boy, Panic At The Disco, 30 Seconds To Mars). Хоть эти группы и сейчас пишут крутые композиции, они всё равно единичны и далеко не всегда издаются синглами (привет «House of Memories»).

Ретровейв

В моде также ностальгия по эстетике 80х, появляется новый жанр с плотным электронным звучанием, основанный на синтипопе той эпохе – синтвейв, или как его еще называют ретровейв. Этот жанр можно охарактеризовать как ода будущему, которое не наступило. Появление этого жанра можно назвать закономерным на волне ностальгии/перезапусков культурных явлений той эпохи. Взять ту же новую трилогию «Звездных войн» (трилогия, которую я даже и не собираюсь смотреть). Самая известная композиция в жанре синтвейв – «Nightcall» французского диджея Kavinsky. Несмотря на простой и банальный текст, эта песня берет за душу своим плотным и мрачным звучанием и может по праву считаться лучшей композицией в данном жанре.

Рэп

В начале 2010х я бы даже не мог представить, что буду писать о русском рэпе, но времена поменялись, и мои вкусы вместе с ними. Русский рэп – это не только музыка четких пацанчиков на райончике. В этом жанре довольно активно начинают развиваться интересные исполнители, которые придают огромное значение своему тексту – смысловая нагрузка, использование аллитераций и ассонансов – куда же без Оксимирона с его Горгородом, Anacondaz (про них ниже напишу), Хаски, Pyrokinesis и другие. Одним из лучших концертов, которые я посетил – был концерт ЛСП в 2018 году.

Опять же, о «рэп – это новый рок». К концу десятилетия жанры смешались настолько, что иногда не поймешь, рок это или рэп. Особенно умело миксуют рок с рэпом Noize MC и Anacondaz. Если судить объективно, то не считать Нойза хорошим музыкантом нельзя. Anacondaz на данный момент – мой любимый русскоязычный коллектив. Им отлично удается написание как и веселых ироничных текстов («Ангел», «Мама, я люблю», «Круглый год»), так и мрачных («Синий кит», «Пусть они умрут», «Бессонница»).

Русский рок и новая русская волна

Не менее интересная тенденция наблюдается и в русском роке. Появляются новые самобытные коллективы, так называемая «новая русская волна», которых популяризировали через такие издания, как «Афиша», фестиваль «Боль» и другие источники. Каждый из этих исполнителей самобытен. Среди самых ярких представителей хочу выделить Буерак – группу, которая с очень серьёзным лицом воспевала Тройной одеколон, корень имбиря, спортивные очки и, конечно же страсть к курению. Под одним из их видео на Ютубе был комментарий «текст говно, музыка говно, а песня хорошая», что очень хорошо отражает суть этой группы.

Кроме Буерака из новой русской волны отмечу Электрофорез – полный антипод Буерак (несмотря на это, коллективы дружат). Электрофорез заморачивается везде – и в плане текстов, и в плане музыки, и в плане сведения. К сожалению, группа не настолько популярна, насколько должна быть. От себя рекомендую треки «Русская принцесса», «Икея», «Эшафот», «Невеста», «Алкоголь мой враг» и много других. Коллектив настолько прекрасен, что все крутые треки не назовешь.

Также хочется отметить Луну (не путать с Louna – группой для натуралов). Песни Луны – это очень милый и отстраненный девичий дрим-поп с шикарным сведением, который на концертах раскрывается с другой стороны: её лайвы собирают большое количество народа, а песни на них звучат очень драйвово.

Ещё интересная группа, которую нельзя не отметить – Shortparis с их авангардистской эстетикой.

Shortparis

Рейв

Вторую волну популярности в русской музыке обрел рейв – благодаря таким исполнителям, как Little Big и GSPD. Концерт последнего – это что-то непередаваемое по эмоциям. На всех песнях, кроме одной был слэм (на ней Давид сказал, что не надо его делать, лучше включить фонарики в мобильном телефоне). Его тексты хоть и прямолинейны, музыка – простая, но это ему и не мешает.

Поп-музыка

В русском попе продолжается та же тенденция «своей тусовочки» (в американском тоже, только в тусовочке другие лица). Вторая тенденция русского попа (несмотря на политику) – русский поп. В первую очередь это украинский поп. К концу десятилетий самой яркой поп-исполнительницей можно назвать дерзкую и провокативную Maruv (моралфаги, даже и не смотрите, мы вас крайне не любим).

Альтернативный рок

Ну, и самое сладкое – зарубежный рацк и альтернатива. В тяжелой метал-сцене наблюдается тенденция обособления в музыку «для своих», но иногда появляются и новые интересные коллективы. Самым ярким метал-коллективом, появившимся в 2010-е, я считаю шведский проект Тобиаса Форге – Ghost. Группа умело сочетает дум-метал, фолк-элементы и веселый попсовый (в хорошем смысле) хард-н-хэви так, чтобы это не звучало по-старперски («Rats», «Dance Macabre»). Отдельно хочу сказать про доминирующую тематику песен – «Мама, я люблю Сатану». Очень люблю проходить мимо церквей и слушать при этом такие песни, как Year Zero, He Is, Square Hammer.

Ну и Rammstein, куда без них. Сначала был проект Lindemann – Тилль совместно с Петером Тегтреном из Pain запел сначала на английском, потом зачитал рэп. В 2019 году вышел в свет долгожданный альбом самих Rammstein – группа осталась верна себе, каждая песня на альбоме выделяется и не звучит однообразно. Вскоре после этого Тилль снова вернулся к проекту Lindemann, где самым ярким явлением был клип Frau & Mann, в котором подлили огня в историю с Лободой, где не обошлось без любви космонавта к своему коллеге. Очень советую данный клип.

Куда более лучше дела обстоят в британской альтернативе – в 10-е годы появилось достаточное количество британских групп на любой вкус, цвет и сексуальную ориентацию: Royal Blood с бескомпромиссным жирным гаражным звучанием (был в 2019 году), Nothing But Thieves с завораживающим вокалом Конора Мейсона (был в 2018 году), Blossoms с приятным синтезаторным звучанием, Slaves, как пример панка в чистом виде. Отдельно хочу упомянуть британский поп-панк, который кажется чем-то свежим, по сравнению с его набившим оскомину американским собратом. Отдельно хочу выделить такие группы, как Yonaka (там скорее просто альтернатива), Marmozets и Vukovi. Примечательно, что у всех трех групп женский вокал.

Nothing But Thieves

Группы, образовавшиеся десятилетием раньше, также продолжают делать интересный материал. Muse за ушедшую декаду выкатили три альбома, где их носило от тепловой смерти Вселенной до дронов и симуляции. На каждом из них надо писать: «всё, о чём поется в песнях мало имеет отношения к реальному миру». Arctic Monkeys в 2013 году выпустили альбом «АМ», который был богат на хиты. Позже, в 2016 году, Алекс Тернер совместно с Майлзом Кейном выпустили альбом The Last Shadow Puppets «Everything You’ve Come to Expect» с очень двусмысленными клипами, которые я вам крайне не советую смотреть вместе с бумерами, а то услышите про бездуховность, окна Овертона и план Даллеса. В 2018 мартышки выпустили альбом «Tranquility Base & Casino», который окрестили сборником бисайдов к TLSP. Интересные были и альбомы Franz Ferdinand: «Right Thoughts, Right Words, Right Action», коллаб со Sparks («FFS») и «Always Ascending». В этом году побывал на очень странном корпоративе, куда пригласили Franz Ferdinand, и остался ним очень доволен, от них веяло позитивом, которым они зарядили меня на долгое время.

Гимн десятилетия!

Ну а гимном уходящего десятилетия я, всё таки, считаю песню «ПОПУ МЫТЬ».

Ладно, шучу. Гимн десятилетия – «Do I Wanna Know» авторства выше упомянутых Arctic Monkeys. Эта в меру мрачная песня хорошо отражает события десятилетия. Вице-гимн – «Stressed Out» от Twenty One Pilots, которая олицетворяет новое поколение, выроснее «грустненьким».

Что нам принесут двадцатые годы – посмотрим, но я прогнозирую, что появятся новые интересные жанры, а границы между имеющимися продолжат стираться.

С Новым Годом! Шоб ви били здоровы.

А как же плейлист?

Плейлист из этой статьи можно послушать (и даже добавить его себе!) в Apple Music вот здесь.