Авиасалон МАКС 2019 в Жуковском. Как это было?

Очень много полиции, Росгвардии и контрольно-пропускных пунктов, дорогая еда, скудный выбор напитков, огромное количество людей и отличное шоу в небе — чем мне запомнился авиасалон МАКС 2019, который прошёл в Жуковском в последние дни лета.

Я впервые на авиасалоне МАКС. Третий раз в Москве. Предыдущими шоу не интересовался и не сильно представлял, как они устроены, поэтому взял билеты сразу на два дня — на случай, если за один день всё посмотреть не удастся. Так оно и получилось, но об этом чуть позже.

Дорога

Чтобы добраться из центра Москвы до Жуковского, где проходит авиасалон, мне пришлось пилить добрых полчаса на метро до Выхино, а оттуда на электричке ещё полчаса до станции Отдых. Там всех желающих посетить МАКС ждал первый пункт досмотра. В пятницу, 30 августа, полиция довольно быстро пропускала людей, так как народу в рабочий день собралось не очень много. В субботу, когда посетителей выставки оказалось уже раза в два с половиной больше, полиция откровенно не справлялась, чем создавала приличные заторы перед КПП. После проверки сумок и рюкзаков людей сажали на бесплатные автобусы (по 4 автобуса за раз) до аэродрома.

Далее непосредственно на аэродроме посетителей ждал второй КПП, с более тщательным досмотром. Проверяли каждый карман рюкзаков, меня и моего друга попросили включить принесённые с собой фотоаппараты. После второй проверки нас ждала третья — билетная. На стойках можно было приобрести билеты тем, кто не позаботился об этом заранее, но стоили они уже дороже. Справедливости ради, проверка билетов была очень быстрой, никаких задержек и заторов не было.

Выставка

И вот я на территории МАКС 2019. Первое, на что падает взор — красавец Airbus A350 в красивой чёрно-белой расцветке. Чуть позже он будет выделывать немыслимые для пассажирского лайнера (и меня, если бы я находился в этот момент в самолёте) пируэты в небе над аэродромом. Для такого большого поклонника гражданской авиации, как я, это лучшее, про происходило на МАКСе.

Дальше расположились отечественные транспортные, специальные и пассажирские самолёты — ИЛы, Тушки и новенький МС-21. Было множество истребителей, вертолётов, но я не интересуюсь военной авиацией, поэтому подробнее рассказать не могу. Гвоздём программы для меня стала легенда советского авиастроения — реактивный пассажирский самолёт Ту-144, о котором я много читал, но в реальной жизни никогда не видел.

Ту-144

Когда я узнал, что можно попасть внутрь самолёта на небольшую экскурсию, я не мог упустить шанс и встал в очередь. И сейчас самое главное впечатление первого дня выставки — эта очередь заняла у меня чуть более четырёх часов. То ли желающих оказалось слишком много, то ли организаторы слишком часто пропускали людей вне очереди — а, возможно, всё это вместе — но факт остаётся фактом. Первые два часа мне казалось, что уже совсем скоро я попаду внутрь, а вторые два часа просто было жалко потраченного времени, хотелось довести начатое до конца. Стоило ли это того в итоге? Нет. Но если вдруг в разговоре с друзьями или коллегами речь зайдёт о том единственном советском пассажирском самолёте, перевозившем людей на сверхзвуке, я гордо скажу, что побывал на его борту. И да, салон жутко маленький по современным меркам. Вы бы видели эти отделения для ручной клади!

Оставшегося времени хватило только на беглый осмотр крытых павильонов, где разместились стенды различных компаний, так или иначе связанных с авиаиндустрией. Чрезвычайно интересных вещей я там не увидел. Зато к шести часам людей на территории МАКСа стало значительно меньше.

Второй день чем-то особенным не запомнился — я лишь посмотрел всё то, что не успел посмотреть накануне. Программа в небе отличалась незначительно: больше всего понравились эффектные полёты «Стрижей».

Еда

Еды на авиасалоне полно, и вся она на подобных мероприятиях традиционно дорогая. С собой разрешали проносить воду только в пластиковых бутылках, но я, конечно же, этого не сделал — поэтому покупал воду на территории авиасалона. На выбор были доступны лимонад «Крым», напиток «Мохито» и обычная газированная вода по 150 рублей за бутылку. Вода без газа оценивалась в 100 рублей. Из пива — только «Жигулёвское» за 200 рублей. Поэтому пива мне не хотелось:)

Из горячей еды помимо пиццы, хот-догов, буррито, гамбургеров и прочего фаст-фуда широко предлагалась варёная кукуруза. Не знаю, старая ли это практика организаторов шоу или только что введённая. На одном из «кукурузных» прилавков увидел ту самую крылатую фразу-надпись с футболок РТ. Много мороженого, на самый разный вкус. Даже 18+ имелось, с добавлением алкоголя. Нужно ли добавлять, что никаких белых холодильников с единственным словом «МОРОЖЕНОЕ» на них я так и не встретил — ровно как и таинственных ФСОшниц за ними.

Впечатления от МАКСа

Смешанные. Я рад, что посетил ависалон — это действительно крутой и уникальный в какой-то степени опыт, потому что представленной техники было очень много, и это мероприятие — единственный шанс простых людей увидеть всё своими глазами и даже побывать внутри. Но на этом всё и заканчивается. Даже на третий день здесь было бы нечего делать, не говоря уже о поездках каждые два года. Для москвичей авиасалон МАКС, наверное, просто ещё один способ хорошо провести время. Многие приезжали целыми семьями с детьми и даже не пытались ходить по выставкам. Они с самого утра занимали место на траве и ждали представления в небе, загорая и поедая привезённую еду. Вот, наверное, и главное впечатление о мероприятии — это отличный аттракцион для детей и их родителей. Одиноким взрослым, таким как я, скорее всего, быстро станет скучно.

Фотографии людей:

Ну и напоследок — фотографии с «водного шоу»:

А вы были на шоу? Вам понравилось? Напишите в комментариях.

Также ищите другие мои фото с авиасалона МАКС 2019 в моём фликре и подписывайтесь на инстаграм.